Блог Контакты admin@aronsky.ru

Путь:

Блог ИнтернетNaqvteq – колумбы 21 века

Статья опубликована достаточно давно и может некорректно отображаться либо содержать неточности и устаревшие данные.
22 0

Интернет

Несмотря на название, речь не пойдёт о морских первооткрывателях. Говорить мы будем о тех обычных людях, благодаря которым мы можем без проблем ориентироваться в незнакомом городе как будто мы там уже были. Если же вас интересуют морские путешествия, тогда вам нужна аренда яхты — это отличная возможность покататься по морю перед её покупкой.

Оказалось, что выпускники географических вузов и факультетов сейчас очень востребованы — в XXI веке они работают не покладая рук. Ларчик открывается просто: для новомодных навигационных устройств и программ не подходят имеющиеся на сегодня карты — нужны специальные, автомобильные, городские. А кто может заняться их созданием, как не картографы и географы?

navteq-4

Как было раньше

В Советском Союзе автовладельцы, именовавшиеся тогда автолюбителями, для навигации использовали толстые тома «Атласа автомобильных дорог СССР». Комфорт, который предоставляли эти книжищи, заключался всего лишь в таблицах расстояний между крупными городами, очень грубых схемах центральных улиц столичных городов да отмеченных бензоколонках. По прибытии в незнакомый город лучше всего было приобрести в ближайшем киоске карту-схему местности и ориентироваться уже по ней (конечно, не без помощи местных жителей).

В капиталистических странах пытались как-то упростить задачу ориентирования на местности, но до появления системы GPS приходилось сооружать механические устройства. В самых простых размещался рулон с картой, который прокручивался по мере продвижения по местности в соответствии со скоростью автомобиля. А на поворотах и развилках приходилось отыскивать и устанавливать новый рулон с другой картой. Очень неудобно, но тогда это было лучше, чем ничего. Сохранились сведения даже о наручных навигаторах подобной конструкции, в которых карту прокручивать приходилось и вовсе руками.

Развитие техники позволило сначала создать более-менее адекватные датчики движения, поворота и скорости, однако положение автомобиля все равно определялось неточно. Правда, к 80-м годам прошлого века появились устройства, оперирующие картами, загружаемыми с CD. Однако технологическая сложность подобных навигаторов делала их очень дорогими игрушками даже для самых богатых автовладельцев.

Появление недорогих GPS-приемников развязало руки конструкторам навигационного оборудования: теперь можно было в два счета получать точные данные о местонахождении автомобиля. Впрочем, не все тут было так гладко, поскольку высокую точность, доступную при работе со спутниками системы позиционирования, поначалу могли использовать только военные. Так что применять вспомогательные средства в виде датчиков ускорения все равно приходилось. Но, долго ли, коротко ли, все эти проблемы были решены. Определять положение автомобиля на дороге стало возможно с точностью до нескольких метров.

Карты, спутник, четыре колеса

Высокая точность данных о расположении автомобиля потребовала соответствующего повышения точности карт. Но для задач автомобильной навигации совсем не подходят даже самые лучшие и подробные карты или спутниковые снимки. Какой прок автомобилисту от точных координат рек, озер и болот? Ему нужен четкий маршрут по дорогам, учитывающий такую специфику, как, например, правила дорожного движения. Нужны подробности о расположении подъездных путей, дорожек во дворах, объездах и множество других деталей. Ведь проложить маршрут непосредственно к нужному дому в глубине двора с учетом разметки, дорожных знаков, пробок и т.д. едва ли удастся даже с точной картой-схемой.

Рабочая лошадка компании Navteq

Таким образом, все компании, занятые созданием современных карт или приложений навигации, нуждаются в новых подходах. К числу таких компаний относится и Navteq. Она не очень хорошо известна даже постоянным пользователям навигаторов, поскольку не выпускает конечных устройств или приложений. Цель Navteq — это дальнейшее развитие огромной картографической базы, доступ к которой продается как раз тем, кто создает навигационные устройства и ПО для навигации. Мы решили выяснить, как происходит сбор информации для навигационных систем.

navteq

Поехали!

Логично, что главным инструментом геоаналитиков является автомобиль. В принципе, это самая обыкновенная машина, но только оснащенная специальным оборудованием. Ее отличия от «гражданского» автомобиля видны невооруженным взглядом.

Первое, что бросается в глаза, — это установленные на крыше машины 6 камер и антенна GPS. Эти камеры ведут беспрестанную съемку, фотографируя все, что находится спереди, сзади и по обе стороны от автомобиля. Все это позволяет в любой момент уточнять и перепроверять данные, которые специалисты собирают в дороге.

Однако камеры — это лишь вспомогательный инструмент. Геоаналитик, сидящий рядом с водителем, не просто смотрит по сторонам, а постоянно отмечает все важные объекты, встречающиеся на пути. Поэтому автомобиль в рабочем режиме едет медленно — скорость не превышает 20 км/ч — и часто останавливается. Ведь если на пути встречается, например, ресторан, то нужно записать не только его название и «специализацию» (например, суши-бар или итальянская кухня), но и время работы, телефон и, если есть, адрес сайта. Для большего удобства при работе в машине часть информации надиктовывается — в салоне установлено для этого звукозаписывающее устройство с микрофоном. Согласно этим записям в базу добавляются данные об объектах POI (от англ. Point Of Interest — точки интереса), которые проговариваются по-английски с соблюдением особых правил, в соответствии со стандартными категориями объектов Navteq. Это позволяет использовать получен-ные данные в офисах компании по всему миру и не испытывать особенных сложностей из-за языкового барьера.

Но кроме голосовых заметок геоаналитик также имеет возможность редактировать саму карту. Экран компьютера, установленного в салоне, показывает не только изображение с камер, но и собственно карты. Для неподготовленного человека они выглядят как сложные разноцветные схемы, испещренные огромным количеством разнообразных значков и пометок. Однако человек со специальным образованием и подготовкой читает их легко. Именно поэтому на такую работу приглашают только людей с картографическим образованием. Кроме рисования спецсимволов непосредственно на карте, геоаналитик может использовать большое количество заранее подготовленных объектов из существующих библиотек, вызывая их из меню по мере необходимости. Пометки, внесенные вручную, затем обрабатываются в офисах Navteq и превращаются в новые данные.

Navteq-Buys-Trapster-A-User-Generated-Speed-Trap-Aggregator

Для работы с картами геоаналитик обычно располагает планшетом, аналогичным тем, которые используют художники. С помощью планшета на карту постоянно наносятся все новые и новые отметки; о дорожных знаках, разметке, номерах домов и прочих объектах, которые не были отмечены ранее. Работать так в салоне автомобиля гораздо удобнее, чем использовать мышь или клавиатуру. Автомобиль обычно объезжает изучаемый район по правилу «правой руки», то есть заворачивая вкаждый встречающийся поворот направо. Таким образом, удается объехать все переулки и закоулки, включая дорожки во дворах домов. Работа очень кропотливая и поэтому небыстрая.

Язык до Киева доведет

Такая педантичность и подробность в изучении местности связана еще и с инновациями Navteq. Специалисты компании посчитали, что традиционные подсказки типа «через триста метров поверните направо» слишком неудобны. Человеку не так-то просто точно прикидывать расстояние, и со временем это начинает утомлять, особенно если местность совсем незнакома.

Если бы дорогу подсказывал знающий человек, то он бы сказал, например, «сверни направо перед сквером», ориентируясь не по расстояниям, а по заметным и всем известным объектам. Маршрут, проложенный с привязкой ктаким простым ориентирам, будет гораздо понятнее. Поэтому нужно собрать полный список подобных объектов по всем возможным маршрутам. А производителям — научить навигаторы использовать этот багаж знаний.

Однако задача не так проста, даже если тщательно собрать все сведения. Хорошо, если есть сквер или парк, который, скорее всего, много лет будет находиться на своем месте. А вот, например, на углу стоит церковь, ее хоро-шо видно — но только осенью или зимой, когда на деревьях вокруг нет листвы. Наступает весна — и ориентир скрывается из поля зрения водителя (а может возле церкви ведётся строительство). Необходимо особенно тщательно выбирать опорные объекты — для этого Navteq разработала целую систему критериев оценки того или иного ориентира, чтобы выбрать самый подходящий.

navteq_car

Объемы собираемой информации велики -это и фотографии, и записи голоса, поэтому в компьютере, установленном в багажнике автомобиля Navteq, имеются накопители на жестких дисках емкостью не менее 500 Гб. В по-левыхусловиях, когда геоаналитики выезжают за город и могут несколько дней путешествовать по сельским районам, в машину устанавливаются дополнительные диски. Если в пути встречаются объекты, не нанесенные на имеющиеся карты, то геоаналитики обозначают их хотя бы примерно. Как правило, контуры объектов анализируются при помощи спутниковых снимков высокого разрешения. Для этого, конечно, не всегда подходят общедоступные фотографии, например предоставляемые Google или «Яндексом». На них можно уверенно разглядеть дома и дороги только в крупных городах, а вот деревни и поселки зачастую сфотографированы в плохом разрешении, поэтому для серьезной работы Navteq приобретает высококачественные спутниковые снимки.

Не стоит держать это в себе!